Тише! Работают хирурги...
В 1998 году в областном центре по улице Ерубаева, 17, Сергеем Викторовичем Лохвицким была организована одна из первых в республике негосударственная хирургическая клиника, в которой на сегодняшний день прооперировано более 5000 пациентов, внедрены новые хирургические технологии.
В феврале 2005 года хирургу исполняется 70 лет, и накануне его юбилея общественность угольщиков ходатайствует о присвоении профессору С.Лохвицкому звания почетного гражданина Караганды.
Имя этого хирурга известно не только в Карагандинской области, но и далеко за ее пределами. Вот уже полвека, как он стоит за операционным столом, 30 лет - в Караганде. За это время он выполнил более 18 тысяч операций! Его научная школа - одна из самых сильных в Республике Казахстан: 20 докторов и 90 кандидатов медицинских наук. Можно с уверенностью сказать, что сегодня все работающие в Караганде и Карагандинской области хирурги и многие специалисты смежных специальностей - ученики профессора Сергея Викторовича Лохвицкого.
Операционный блок на втором этаже. Через пару минут хирурги - Н.Алешина, М.Цешковский и С.Лохвицкий - возьмут в руки замысловатые инструменты. Женщине на операционном столе предстоит перенести видеолапароскопическую холецистэктомию - удаление желчного пузыря всего через несколько проколов.
В предоперационной, откуда мне разрешили следить за происходящим, в дополнение к халату и сменной обуви выдали маску и колпак. Хирурги моют руки сначала мылом, затем - специальным раствором. Стерильные перчатки, как и халаты, они наденут уже в операционной.
... Пациентка в состоянии наркотического сна. Слева от нее - аппаратура для видеоэндоскопии -монитор, осветитель, телекамера, компрессор - автомат, подающий газ, отсос, ирригатор... Справа - кардиомонитор, позволяющий контролировать основные функции организма: давление, дыхание, пульс, насыщение крови; кислородом.
Для того чтобы оперировать на внутренних органах через небольшие отверстия - нужно пространство. Поэтому в живот через первый установленный хирургом порт компрессор накачивает углекислый газ. Не кислород - оборудование под напряжением, и это не исключает возникновение искры. После чего во второй порт вводится телекамера. В третий и четвертый – инструменты.
... Профессор С.Лохвицкий - он главный в хирургической бригаде - делает четвертый пятимиллиметровый разрез и устанавливает последний порт. Теперь - самая ответственная часть oпeрации: следует отсечь желчный пузырь от печени и наложить клипсы на протоки и сосуды...
Хирурги оперируют, глядя на телеэкран, а не на поле действия, но при этом видят лучше, чем при обычной "открытой" операции. Требуются огромный багаж знаний по анатомии, годы практики, отличный глазомер, твердость руки,уверенность в себе. Конечно же, выполняют эти операции только самые квалифицированные специалисты. Благодаря отсутствию больших разрезов больной уже через сутки может пойти домой. Раньше нужны были долгие дни, недели реабилитации...
Видеоэндоскопическая хирургия - одно из самых больших достижений, которое профессор С.Лохвицкий впервые внедрил в Караганде. Сейчас в его клинике помимо холецистэктомии по этому методу оперируются все заболевания придатков матки, внематочная беременность, фибромиомы матки, аппендицит, кисты печени и другие.
В день нашей встречи у профессора С.Лохвицкого из пяти запланированных операций две были видеоэндоскопическими.
"Надо идти в ногу с прогрессом"
- Трудно осваивать новые методы?
- Начинать всегда нелегко. Но надо идти в ногу с прогрессом, готовить себя к освоению нового. Первая видеоэндоскопическая "стойка" в Караганде была смонтирована в 1995 году. Я тогда заведовал кафедрой госпитальной хирургии на базе областной клинической больницы. А незадолго до этого события мой ученик из Денвера (США, Колорадо) сообщил, что у них есть группа хирургов, работающая по программе "Открытое сердце", которые делают благотворительные операции. Когда кардиохирурги приехали в Караганду и в Майкудуке, в кардиохирургическом диспансере, сделали впервые в Казахстане аортокоронарное шунтирование, я попросил руководителя группы, чтобы она командировала к нам и видеэндоскопических хирургов.
Около 10 операций мы в 1995 году сделали самостоятельно, но потом приехали американцы. Это очень помогло нам в освоении нового метода. А через некоторое время по программе "Открытое сердце" поехали в Америку уже карагандинские специалисты, и там я много времени посвятил изучению видеоэндоскопических операций.
- Вы берете на себя наиболее сложные операции?
- Да. По должности и по традиции. Кроме того, оперирую либо ассистирую на всех видеоэндоскопических операциях.
Сегодня с утра оперировал рецидивирующую паховую грыжу одному из наших пациентов. В нашей клинике разработана своя методика ведения таких операций. В последние несколько лет при больших грыжах мы широко применяем эндопротезирование полипропиленовой сеткой. К сожалению, в хирургии не бывает гарантий, гарантии только в часовых мастерских. Врачи делают все наилучшим образом, но бывают и непредвиденные осложнения. Этот больной был раньше прооперирован в двух карагандинских больницах, но у него опять возник рецидив.
Специализированные операции проводятся совместно с урологом, гинекологом, ортопедом. Впервые в Караганде у нас в клинике были сделаны эндопротезирование тазобедренного сустава, трансуретральная резекция предстательной железы при аденоме, бескровная операция - латексные кольца при геморрое и другие.
Я всегда берусь за повторные операции. Они нестандартные и поэтому интересные. На обычных операциях работаешь отчасти машинально, а здесь нужно принимать неординарные решения.
- В начале 80-х годов вы были первым хирургом в Казахстане и Центральной Азии, кто сделал операцию по реплантации конечности...
- Этот случай произошел в Костанайской области: мальчику оторвало руку. Он в прачечной стирал куртку, и ему не понравилось, как крутится центрифуга.... Мне позвонил мой ученик, заведующий отделением хирургии, сообщил, что остановил кровотечение, руку положил в мешок со льдом. Мы посчитали часы о начала трагедии до того момента, как парнишку доставят в Караганду, и решили, что возьмем больного на реплантацию. В Костанае задержали самолет, который должен был лететь в Павлодар. Извинились перед пассажирами, подождали, когда привезут мальчика, и сначала авиатранспорт вылетел в Караганду.
Руку пришили, и она прижилась. Это была не первая и не последняя из подобных микрохирургических операций. К сожалению, не все они были удачными. Но в любой области хирургии практика играет огромную роль. Со временем на базе областной больницы был организован центр микрохирургии и клинической лимфологии. Он входил в тройку лучших клиник Советского Союза. К нам приезжали пациенты практически со всего СССР - от Камчатки до Калининграда.
"Я всегда хотел сам принимать решения"
- Сергей Викторович, позади у вас непростой и долгий путь хирурга. Как вы начинали?
- У меня тетя - профессор-физиолог. Во время войны она была директором Сухумского института экспериментальной медицины. В 1945 году, десятилетним пацаном, я ездил туда и присутствовал на операциях, что проводились на животных. Бывая у нее в гостях, в московской квартире, часто смотрел медицинскую литературу...
Когда я в 1952 году поступил в 1-й Московский медицинский институт, ныне Московскую медицинскую академию имени Сеченова, я думал, что пойду по ее стопам - буду либо физиологом, либо биохимиком. Но на первом курсе нас повели на экскурсию в операционную, и это изменило мою жизнь и судьбу - решил, что стану хирургом. Тогда я начал ходить на дежурства, а в 1953 году меня впервые взяли ассистировать при операции.
Спустя несколько месяцев самостоятельно прооперировал аппендицит у восемнадцатилетней девочки. Потом каждый день прибегал к ней в палату, справлялся о ее здоровье. Она быстро шла на поправку.
В московских больницах дежурил 12-15 раз в месяц независимо от праздников и выходных. Правда, потом спал на лекциях. Чтобы ночью оперировать, днем необходимо выспаться. Но зато к шестому курсу меня пригласили работать сразу две клиники: за годы учебы в институте я сделал более 200 операций.
Хирургия очень иерархична. Решение всегда принимает старший. Он советуется с младшим, выслушивает его мнение, но право выбора всегда оставляет за собой. Опять же наиболее интересные и сложные операции делает старший. У меня было много идей, но не всегда удавалось их воплощать в жизнь. Поэтому после защиты докторской диссертации я запланировал, что уеду на периферию, чтобы получить хирургическую клинику, которой буду руководить.
- Тaк Вы и попали в Караганду?
- Именно. На научно-практической конференции в Павлодаре, куда мы, московские ученые, были приглашены с докладами, главный хиpypг республики предложил мне на выбор три клиники. Я предпочел госпитальную на базе областной больницы в Караганде. Был избран по конкурсу, и в октябре 1979 года приступил к своим обязанностям.
Со временем мы смогли сделать клинику вторым центром хирургии в Казахстане. Ни одна из хирургических клиник шести медицинских институтов республики не имела такой клинической базы, такого объема хирургической работы и научной продукции.
- А как пришла мысль создать собственную клинику?
- Государство перешло от социализма к рыночной экономике, появилась частная медицина. И мы решили с В.Цешковским, главным анестезиологом области, открыть свою клинику. В то время освободился корпус поликлиники областной больницы. С "благословения" тогдашнего акима области М.Есенбаева мы за доступную цену выкупили это здание, отремонтировали его.
26 июня 1999 года здесь была проведена первая операция. Сначала мы делали типовые операции, которые не требовали аппаратуры, ведь в нашем распоряжении был лишь списанный стол, большой хирургический набор и наркозный аппарат.
Первые годы все заработанные деньги шли на развитие клиники. Собрав 5 тысяч долларов, мы, прежде всего, купили набор инструментов, так называемый мини-ассистент, чтобы делать операции в маленьких разрезах. Позже взяли в кредит за 25 тысяч долларов видеоэндоскопическую аппаратуру, потом - приборы для ультразвукового исследования и трансуретральной резекции предстательной железы... Постепенно подобрался хороший, слаженный коллектив. Главное требование, которое мы предъявляли к сотрудникам, - ответственность в работе и доброе отношение к больным.
"Есть люди, которым не надо быть врачами..."
- Высшая благодарность для учителя - признание его учеников...
- Меня очень радуют успехи моих учеников, впрочем, как огорчает и то, что кто-то из них, имея большой потенциал, по каким- то причинам его не реализует. К примеру, доцент М.Абеуов, блестящий хирург. От Бога. Прекрасный врач, но, к сожалению, так и не закончил почти готовую докторскую диссертацию.
Горжусь успехами профессора О.Ержанова, заведующего кафедрой хирургических болезней №1 КГМА, и врача И. Альбертона, ведущего хирурга в большом госпитале в Иерусалиме. И самого молодого доктора наук Ж.Исмаилова, получившего докторскую степень в 29 лет. Сегодня он проректор Казахского медицинского института в Алматы, профессор кафедры хирургии.
Мои ученики работают в Астане, Актобе, Шымкенте, Липецке, Москве, Сургуте, Новгороде. Есть они и на Украине, в Грузии, Армении, Узбекистане, Германии, США...
- Вы употребили выражение "хирург от Бога"... Каким он должен быть?
- В двух словах не скажешь. В хирурге должны сочетаться очень многие качества - ментальные, умственные и физические. Наверное, это правильное соединение рук, головы, глаз и сердца. К сожалению, есть хирурги, которые так и не поняли, что им не надо быть хирургами. А бывает, что и вообще врачами...
- Что самое тяжелое в вашей профессии?
- Тяжело хоронить своих больных. Каждый раз испытываешь ощущение бессилия. И.Мечников, первый из российских геронтологов, сказал, что смерть должна прийти в самом преклонном возрасте, где-то под сто лет. Человек должен хотеть умереть, как он хочет спать. Но так бывает крайне редко. В основном умирают от болезни. А это всегда обидно и тяжело. Даже когда ты уверен в том, что сделал все возможное, чтобы спасти.
Наша беседа подошла к концу, вернее она прервалась. Профессора ждала следующая операция. А я в какой-то момент почувствовала себя человеком, отнимающим время у тех, кому оно куда нужнее. Ведь каждая минута таких профессионалов, как хирург Лохвицкий, по большому счету бесценна...
Наталья МЕХАЕВА, "Индустриальная Караганда" 16.01.2005 г.